<<<<<        

                                                                                                 Автор: Ильгам Гасымзаде

      КАВКАЗСКИЕ ОВЧАРКИ  В МИНИАТЮРАХ 12- 17 ВЕКОВ  ПОЭМЫ лХАМСЕ╗ НИЗАМИ

       Творческое наследие одного из корифеев мировой литературы, великого поэта и мыслителя азербайджанского народа Низами Гянджави явилось бесценным вкладом в сокровищницу мировой культуры.

Поэмы лХамсе╗ (лПятерицы╗) Низами, оказывали и по сей день оказывают огромное воздействие на развитие литературы и исскуства народов Ближнего и Среднего Востока. Известно , что наибольшее количество назире (подражаний) было написано (после лШахнаме╗ Фирдоуси) на мотивы лХамсе╗ Низами.

Поэма лХамсе╗ Низами оказала огромное благотворное воздействие и на развитие книжного исскуства, миниатюрной живописи, различных  видов изобразительного и декоративно-прикладного исскуства народов мусульманского Востока. Почти во всех крупных музеях и частных коллекциях мира Ц в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Вашингтоне, Баку, Стамбуле и Тегеране храняться многочисленные иллюстрированные рукописи лХамсе╗ Низами изготовленные в 14-17 веках представителями различных школ миниатюрной живописи.

Сюжеты Низами стали популярны еще и потому, что цветистая метафоричность языка, неповторимое богатство поэтической политры и отточенность художественной формы помогали художникам в нахождении декоративно выразительной художественной формы . Поэт в своих произведениях рисовал правдивые, наглядные картины окружающей действительности, подробно описывал охотничьи сцены, сражения и поединки , пиршества и различные бытовые сценки. 

Сюжеты и образы лХамсе╗ получили особенное распространение в декоративно-прикладном искусстве 16-17 веков. На шелковых и бархатных тканях  особенно часто изображались сюжеты: лМеджнун в пустыне╗, лХосров видит купающуюся Ширин╗, лЛейли и Меджнун среди зверей╗ и др. Среди этих декоративных тканей наибольшую художественную ценность представляют работы знаменитого накшбенда Гияса из Йезда, придворного мастера шаха Аббаса  Первого. Среди иллюстрированных рукописей поэм Низами , наиболее интересные и ценные лХамсе╗ (1431 год Эрмитаж ), рукопись 1490 года (Москва, Государственный музей народов Востока), рукопись 1494 Ц 95 гг. (Лондон, Британский музей).

Мотивы  лХамсе╗ Низами были столь популярны, что нашли свое отражение даже в миниатюрах далекой Индии.

Поэмы Низами состояли из основных глав-макале(бесед). Каждая из двадцати бесед завершается притчей, поэтично иллюстрирующей идейное содержание данной беседы. Многие из глав-макале очень точно описывают события до мельчайших деталей. 

Особенный интерес для меня имеют сюжеты, связанные с Азербайджаном. Различные эпизоды из поэм Низами часто изображались азербайджанскими художниками.

Среди многочисленных иллюстраций к произведениям Низами, меня привлекли миниатюры разных азербайджанских школ и направлений, где среди  персонажей изображены собаки. Как видно из миниатюр , это крупные овчарки, с сильными челюстями и крупными зубами.

Ниже показаны миниатюры по притчам из проиведений Низами:

  1. Притча об Иисусе ( лХамсе╗, 1508г. Дорн)

                

В десятой беседе поэмы лСокровищница тайн╗ говорится о том, что видеть во всем лишь одни недостатки неправильно. Миниатюра иллюстрирует притчу об Иисусе. Однажды тот видит , как толпа людей собралась вокруг дохлой собаки. В то время как все находят в ней только лишь отвратительное , Иисус восхваляет белизну ее зубов. Смысл притчи: Во всем, даже в самых безобразных явлениях нужно стремиться найти то, ÷то в них есть прекрасного.           

  1. Притча :Бахрам Гур и чабан (лХамсе╗ 1636 г. Бухара, Баку РРФ) 

                   

    Пока Бахрам беспечно проводил время в развлечениях, страна оказалась разорена его визирем. Чтобы развлечься, Бахрам поехал на охоту, где случайно встретил старика-чабана, повесившего свою собаку. Когда Бахрам спросил за что он повесил ее, старик  ответил, что пес верно охранял стада овец, но как только сдружился с волчицей, стал предателем ,позволив ей поедать овец:

Кто предателя собачьей смертью не казнит, 

Знай: того никто на свете не благословит.

Бахрам понял намек мудрого старика.

                    

В этих старинных миниатюрах  фактически описываюся древние традиции в разведения  чабанами кавказких овчарок, когда любые попытки нанести вред овцам со стороны овчарок  мгновенно присекались. Собаку попросту уничтожали.

В те времена овчарки были незаменимыми помошниками, особенно крестьян и чабанов. В деревнях гордились особо выдающимися собаками, которые надежно защищали людей от хищников и врагов;

Ниже привожу строки из произведения лТохвейи-Сами╗ :

Сын великого полководства и государственного деятеля Шаха Исмаила Хатаи,   Сам-Мирза в 1550 году в своем произведении лТохвейи-Сами╗ писал:

Однажды во время охоты Султан Якуб (дядя Шаха Исмаила, государство Аггоюнлу), заметил пасушихся на склоне горы ягнят, охраняемых большими овчарками и послал одного из своих мюлазимов (приближенный) узнать, кому они принадлежат. Подойдя к  Хабиби (поэт и чабан родился в середине 15 века в Гойчайском районе Азербайджана), мюлазим спросил, чьи эти ягнята.

                   

Не получив ответа, он повторил еще раз свой вопрос. Между умным и находчивым  Хабиби и мюлазимом произошла такая беседа:

Мюлазим : Эти ягнята чьи?

Хабиби : Баранов

Мюлазим : Кто самые большие в вашем селе?

Хабиби : Быки самые большие 

Мюлазим : Я не об этом  спрашиваю, людей кто встречает?

Хабиби: Если такой почтительный как ты в наше село придет, его встретят волкодавы;

Придя в бешенство от такого ответа, мюлазим произнес такие слова:

-         Тебя бы разрубить !

Хабиби, его дразня: Гони коня, товарищи твои при виде псов таких ушли бы- сказал;

Мюлазим разговор этот передал падишаху. Находчивость ему пришлась по вкусу , из за чего он взял Хабиби на воспитание. Благодаря своему уму и таланту Хабиби стал поэтом.

Тема овчарок охраняющие стада овец вообще широко представлена во многих произведениях  азербайджанских художников, так как овчарка считалась  в Азербайджане, где традиционно занимались овцеводством,  одним из самых нужных помошников человека.

В статье использованы материалы из книги Низами Гянджави, лХамсе╗ Миниатюры

Издательство лЯзычи╗, Азербайджан 1983  

<<<<<                                                            

                                   

 

    

Сайт создан в системе uCoz